Исследование рынка пластиковых окон
Обзор российского рынка ПВХ-окон: вызовы и перспективы
По оценке ведущих маркетинговых компаний, рынок окон-ПВХ в 2012 году приблизился к этапу насыщения, когда около 50 % существующих зданий остеклены энергосберегающими окнами. На этом этапе развития конкуренция повышается, снижаются темпы роста и маржинальность бизнеса. Результаты исследований показали, что рынок окон-ПВХ в России показал прирост 4,5 %.
Для того чтобы правильно проанализировать ситуацию необходимо рассмотреть внутренние и внешние факторы, которые повлияли на рынок.
Макроэкономические факторы
Динамика ВВП
В 2012 году рост ВВП в России составил 3,5 % в то время, когда в странах ЕС этот показатель уменьшился на 0,6 %. Экономическая ситуация в Евросоюзе могла быть еще хуже, если бы не Германия, которая удержала ВВП от еще большего снижения. Промышленность на территории России показала небольшие темпы прироста – 2,5 %, рост общего ВВП обусловлен положительной динамикой финансового рынка. К главным факторам, которые обеспечивают стабильность экономики, можно отнести политическую стабильность и устойчивые цены на нефть.
Внутриэкономические факторы
На динамику и деятельность рынка окон-ПВХ влияют многие факторы. Например, изменения во влияющих отраслях:
- На рынке поливинилхлорида-сырья;
- На рынке строительства (санации зданий, строительство и частный сектор).
Рынок ПВХ-сырья
Рынок поливинилхлорида-сырья оказывает наибольшее влияние на рынок пластиковых окон. Основным сырьем для изготовления винилхлорида-мономера является хлор и этилен. Общий показатель мощности по производству винилхлорида-мономера за 2012 год составила 658,4 тыс. тонн, в котором доля винилхлорида – 83 %.
К негативным факторам, которые влияют на повышение цен на сырье, относят: отсутствие собственного производства у ведущих производителей окон-ПВХ, нехватку ресурсов товарного этилена, ограниченные технологические возможности пиролизных установок.
Рынок строительства
Частный сектор
Как видим из диаграммы, преобладающим сегментом потребителей окон-ПВХ является частный сектор. Снижение спроса в этом сегменте обуславливается такими факторами как увеличение инфляции (7 %), уменьшение оборота розничной торговли.
К положительным факторам можно отнести: индексацию выплат пенсионерам и бюджетникам, заработных плат полицейским и военным, низкие показатели по безработице.
Строительство
Ситуация в строительном сектор в 2012 году заметно ухудшилась. Статистика ввода нежилой и жилой недвижимости в эксплуатацию составила 95 млн. кв. м. Но, этот показатель включает и те объекты, которые были построены несколько лет назад.
Более реальными данными можно считать объем строительных работ, которые были выполнены в 2012 году. По этому показателю рост составил 3 %, а в прошлом году – 5 %. Снижение темпа роста строительного сектора обусловлено последствиями кризиса.
Капитальные ремонты
В 2012 году государство выделило 20 млрд. рублей на капитальные ремонты ЖКХ, в 2013 — 157,6 млрд. рублей, на 2014 запланировано — 145 млрд. рублей. Но, несмотря на это, этот сегмент не оказал существенного влияния на оконный рынок, и его доля составила всего 1 %. Динамика цен на окна-ПВХВ 2012 году ситуация на рынке окон-ПВХ была неоднозначная.
Изменения цен на продукцию отражали экономическую ситуацию в России, что связано с макроэкономическими показателями. В первом квартале 2012 года был зафиксирован самый высокий показатель роста цен.
Средняя цена за 1 кв. метр изделия в этом квартале по Москве составляла 5 451 рубль, а окон-ПВХ «под ключ» — 8234 рублей. По сравнению с предыдущим (2011) годом рост цен на металлопластиковые окна по столице России составил 11 %, а «под ключ» — 6 %.
Перспективы рынка металлопластиковых окон
В заключение стоит отметить, что в 2012 году показатель роста рынка окон-ПВХ был высоким, но экономическая ситуация в стране способствуют снижению покупательской способности населения. Это приближает анализируемый рынок к стадии насыщения.
В этих условиях предприятия по производству металлопластиковых конструкций должны оптимизировать издержки и бизнес-процессы, повысить квалификацию персонала, улучшить систему сбыта.
Полезное и важное по теме:
Конкурентная среда оконного рынка (ПВХ-конструкций) Калининградской области
Дата публикации: 20.05.2014 2014-05-20
Статья просмотрена: 1373 раза
Библиографическое описание:
Ермолаева Т. Е. Конкурентная среда оконного рынка (ПВХ-конструкций) Калининградской области // Молодой ученый. 2014. №7.1. С. 40-43. URL https://moluch.ru/archive/66/11146/ (дата обращения: 02.03.2020).
Конкуренция играет исключительно важную роль в рыночной экономике, поскольку она является одним из основных условий функционирования рынка. Поэтому исследования по проблемам, связанным с конкуренцией, находятся под пристальным вниманием ученых, предпринимателей и маркетологов.
Объектом проведенного исследования был выбран оконный рынок (ПВХ-конструкций) России и Калининградской области, предметом исследования – конкурентная рыночная среда одного из ведущих производителей оконного рынка (ПВХ-конструкций) Калининградской области ООО «Пластикат-Сервис».
Динамичное развитие национального оконного рынка эксперты связывают с несколькими факторами:
1) высокими темпами развития сектора строительства и капитального ремонта зданий и сооружений, в том числе по программе правительства РФ;
2) объективными причинами необходимости замены старых окон в жилом фонде;
3) возрастающими доходами населения страны и др.
Мониторинг ситуации на отраслевом рынке ПВХ-конструкций в РФ регулярно отслеживает отраслевой центр О.К.Н.А. Маркетинг (рис.1-2) [2].
Рис. 1. Объем и динамика рынка ПВХ-конструкций, Россия, 2006-2012 год (млн. м. кв., рост %) [2]
Около 40 процентов от общего объема продаж ПВХ профилей в России приходится на долю трех немецких компаний: ProfineGroup, VEKA и Rehau.[1]
Очевидно, что к 2012 году рынок пластиковых окон России восстановился после кризиса и по объемам производства достиг докризисного уровня 2008 г. В структуре потребления 81 процент всех продаж приходится на частный сектор. (рис.2) [2]
Рис. 2. Доли сегментов потребления ПВХ-конструкций, Россия,2012 год,
(из расчета м. кв. %)
Экспертные прогнозы динамики развития рынка окон (ПВХ-конструкций) свидетельствуют о замедлении темпов роста рынка и его насыщении, в частности на 2014 год делаются пессимистичные прогнозы.
В аналогичном положении находится Калининградский сегмент рынка пластиковых окон, сформировавшийся примерно 17 лет назад, когда калининградцы впервые познакомились с пластиковыми окнами. Рынок долгое время был растущим, но перед кризисом 2008 года наступило насыщение рынка. На сегодняшний день конкуренция фирм, предлагающих широкий спектр ПВХ-конструкций на калининградском рынке, резко возросла, а спрос начал сокращаться.
В этой связи предприятие ООО «Пластикат-Сервис», существующее на региональном рынке 15 полных лет, владеющее собственными производственными мощностями (заводом) и являющееся лидером в Калининградской области по объемам производства ПВХ-конструкций (рис.3), занимается решением проблемы повышения своей конкурентоспособности. И, в частности, мониторингом конкурентной рыночной среды. Для анализа конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» были использованы методы «5 конкурентных сил» Майкла Портера и метод «Тайный покупатель».
Рис.3. Объем реализации пластиковых окон за сентябрь месяц 1999-2013 г.г.,(шт.)
Результаты анализа конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» методом «5 конкурентных сил» Майкла Портера представлены в табл. 1.
Систематизация результатов анализа по методу « 5 конкурентных сил»
Угроза со стороны товаров-заменителей
Компания обладает уникальным предложением на региональном рынке.
Угроза внутриотраслевой конкуренции
Рынок является высоко конкурентным.
Угроза со стороны новых игроков
Высок риск входа новых игроков с новыми технологиями.
Угроза потери текущих клиентов
Портфель клиентов обладает высокими рисками
Угроза нестабильности работы поставщиков
Нет стабильности со стороны поставщиков, потому что региональный рынок находится в эксклаве.
Полученные результаты анализа с помощью метода «пяти конкурентных сил» Майкла Портера позволили разработать следующую систему предложений и рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Пластикат-Сервис»:
1. Рекомендуется придерживаться стратегии укрепления уникальности товара
2. Основные усилия компания должна сосредоточить на построении высокого уровня знания.
3. Для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов и появления новых игроков.
4. Снижать влияние ценовой конкуренции на продажи компании.
6. Рекомендуется диверсифицировать портфель клиентов.
7. Требуются специальные программы для VIP – клиентов и эконом-программы.
8. Рекомендуется сосредоточиться на устранении выявляемых недостатков товара, развивать сервисное обслуживание установленной продукции.
Анализ конкурентной среды предприятия ООО «Пластикат-Сервис» проводился под видом «тайного покупателя» (объем выборки составил 34 предприятия-конкурента) Исследование проводилось путем анкетирования конкурентов с целью выявления их уровня обслуживания клиентов.
С высоким сервисным обслуживанием оказались следующие конкуренты ООО «Пластикат-Сервис»: Панорама-Люкс, Европласт, Калипсо, Добропласт, Vertex, Ас Дом. Для предприятия ООО «Пластикат-Сервис» выяснилось, что оно входит в группу высокого качества сервисного обслуживания.
В ходе проведенного исследования были выявлены проблематичные вопросы внутриорганизационного маркетинга ООО «Пластикат-Сервис»:
1) «Внешний вид менеджера по продажам»;
2) «Завершающий этап, реакция на отказ».
В результате исследования была разработана система предложений по следующим основным направлениям:
– мотивация персонала (включая, систему штрафов и вознаграждения);
– введение системы контроля персонала.
В результате проведенного исследования была выявлена необходимость дальнейшего изучения конкурентной среды и разработки комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на улучшение сервисного обслуживания клиентов, например, с использованием направлений анализа, отмеченных в [4]. В частности, требуется углубленное изучение несовершенства системы продаж. На предприятии необходимо обратить внимание на внешний вид сотрудников и разработать единую форму менеджеров. Также следует повышать квалификацию менеджеров (за счет тренингов, стажировок и т.п.). Для постоянных клиентов-предприятий, с которыми сотрудничает ООО «Пластикат-Сервис», следует проводить ознакомительные экскурсии для углубленного изучения продукции. Рекомендуется внедрить систему записи телефонных звонков в точки продаж для анализа уровня обслуживания менеджерами компании клиентов. В совокупности все эти меры должны улучшить качество обслуживания. Для прогноза эффективности предложенной системы мероприятий планируется разработать трехуровневую систему сбалансированных показателей в соответствии с методикой, изложенной в статье Н. Ю. Лукьяновой и Т. О. Дюкиной «Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга» [5].
1. Квашенина М.В. Современное состояние российского рынка окон ПВХ // Сайт электронного журнала «Управление экономическими системами», 2010. URL: http://uecs.ru/marketing/item/290-2011-03-25-07-37-03(дата обращения 10.04.2014).
2. Рынок ПВХ-конструкций в 1 квартале 2014 года // Портал о пластиковых окнах «ОкнаМедиа», 2014. URL: http://www.oknamedia.ru/spage-publish/detail-39217/section-article.html (дата обращения 10.04.2014).
3. Статистика рынка // Портал о пластиковых окнах «ОкнаМедиа», 2013. URL: http://www.oknamedia.ru/tc-166.html (дата обращения 10.04.2014).
4. Лукьянова Н.Ю., Солдатова С.Э. Роль статистического и экономико-математического моделирования в прикладных научных исследованиях. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – № 3. – С.73-79.
5. Лукьянова Н.Ю., Дюкина Т.О. Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2014. – № 3. С.84-88.