Можно ли вагонку стелить на пол?
Выбор вагонки для пола и отделка
Деревянная вагонка – один из универсальных отделочных материалов. Используется она и для внешних работ, и для обшивки жилых помещений, и для обустройства нежилых и хозяйственных, например, бани или сауны. Причем применяется материал для облицовки любой поверхности: стены, потолка и пола.
Характеристики материала
Вагонка – обшивочная доска, изготавливаемая из массива или клееного дерева. Выпускается она по двум стандартам: ГОСТ – обычная, и европейская – евровагонка.
- Обычная – может иметь толщину от 12 до 25 мм, ширину от 12 до 15 см и разную длину. Принципиальное ее отличие от доски состоит в формировании элемента замка – паза и гребня на торцах ламели. При монтаже планки не только фиксируются на поверхности, но и соединяются друг с другом.
- Евровагонка – более ограничена в размерном диапазоне: толщина ее оставляет 13, 16 и 19 мм, ширина – от 8 до 12 см. Стыковочный замок более прочный, благодаря большей глубине паза и величине гребня – 8–9 мм, против 4–5 мм у обычной. Ламели на внутренней стороне имеют водоотводящие канавки, что позволяет эффективно удалять конденсат. К тому же в продажу отделка, поступает уже обработанный антисептическими средствами, в то время как обычную вагонку нужно обеззараживать своими руками.
Физические и декоративные качества материала во многом зависят от породы дерева. Для определенных видов работ стараются подобрать соответствующую отделку. Так, например, ель – доступный по стоимости практически универсальный материал, однако стойкость ее к гниению невысока, поэтому для внешних работ ее лучше не использовать. А вот лиственницей можно обшивать фасад без всякой предварительной обработки, настолько она нечувствительно к дождю и снегу.
Внешний вид готовой поверхности определяется профилем доски – штиль, американка, блок-хаус.
Имеет значение и сортность исходного сырья. Сорт «Экстра», например, не содержит никаких дефектов, поэтому используется для отделки жилых помещений. А сорт «В» допускает и сучки, и смолистые кармашки, и чаще применяется для обшивки террас или бань. Есть здесь и еще один нюанс: в зависимости от сортности ламели выпускаются в шлифованном или не обработанном виде. В последнем случае шлифовку придется сделать своими руками.
Пол из вагонки: особенности
То, что деревянные ламели весьма привлекательны для обшивки поверхности сомнений не вызывает. Способность древесины хранить тепло и препятствовать распространению звука не знает себе равных. При этом материал довольно прочный, хотя и не сравнится с камнем по износоустойчивости.
- Признаком хорошего материала для пола, прежде всего, является стойкость к истиранию. В случае вагонки многое зависит от древесины: твердые тяжелые породы дерева – лиственница, бук, характеризуются высокими показателями по этому параметру. Мягкая древесина – ель, ольха, та же сосна, изнашивается намного быстрее. Для квартиры такой вариант допускается, так как в жилище нагрузка невелика. В рабочих помещениях такой пол стелить бессмысленно: он быстро придет в негодность.
- Второй нюанс – форма доски. Подойдет только штиль, так как он формирует ровную поверхность и не содержит никаких декоративных углублений.
- Пол для квартиры представляет собой бесшовную плоскость. А даже самая идеальная стыковка ламелей не исключает швы между ними. На небольших площадях, например, лоджия или балкон, эта особенность большой роли не играет. Но в жилых комнатах, где пол нужно мыть чаще, составляет лишнее затруднение.
Выбор древесины для квартиры ограничивается лишь классом твердости. На фото – интерьер гостиной.
Вагонка для бани
В этом помещении отделка пола всегда производится из того же материала, что и обшивка стен и потолка. Ламели из разного дерева при нагреве изменяются неодинаково, что приводит к деформации и быстрому износу материала.
Также не подойдет вагонка из клееного дерева, так как стойкость клея к нагреву минимальна: ламели просто расслоятся.
Так как для бани вопрос о большой стойкости к истиранию неактуален, то выбор сводится к определению наиболее подходящего дерева.
- Древесина хвойных пород содержит большое количество смолы. При нагреве она выделяется, поверхность начинает липнуть и быстро загрязняется, так что для бани этот вариант неподходящий.
Исключение составляет кедр: его древесина необыкновенно устойчива к действию влаги и обладает выраженным антимикробным эффектом.
- Из лиственных пород в наибольшей степени соответствует липа и ольха. Дерево отлично переносит действие и влаги, и горячего пара, источает замечательный аромат при нагреве, не обжигает, несмотря на высокую температуру воздуха и не склонно к гниению или деформации. Здесь мягкая древесина является достоинством, так как меньше нагревается. Ясень, например, или бук нагреваются куда сильнее из-за высокой плотности.
Вагонка ее виды. Свойства вагонки.
Что такое вагонка и ее происхождение
Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.
Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.
Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.
Виды и классы вагонки
Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)
Виды вагонки по классу
По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:
- Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
- Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
- Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.
Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины
- Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
- Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.
Виды вагонки по материалу
В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.
- Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
- Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.
Виды вагонки по профилю
Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.
По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт
Техническая характеристика вагонки
В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.
Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:
- Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
- Размеры.
Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.
Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.
- Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
- Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
- Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
- Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
- Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.